Проекты судов и кораблей, созданных из инновационных композиционных материалов, презентовали в технополисе «Сколково».
В рамках форума-выставки AMTEXPO-2024 Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) представила уникальную линейку проектов, разработанных конструкторским бюро «Алмаз». Эти проекты представляют собой передовые решения с использованием полимерных композиционных материалов.
История разработки проектов с применением композитов началась в «Алмазе» еще в 2000 году. Сегодня по этим проектам на предприятиях ОСК строятся серии кораблей проекта 20385 — самых габаритных в мире тральщиков с монолитным корпусом из композиционных материалов, а также катера для МЧС России.
В реализации проектов участвуют ведущие предприятия ОСК: Амурский судостроительный завод, «Северная верфь», Средне-Невский судостроительный завод и судостроительный завод «Вымпел».
Главный инженер конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Михаил Алёшин представил передовые разработки в области перспективных технологий. Он подробно рассказал о преимуществах применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) по технологии ОСК в гражданском судостроении: такие как высокая удельная прочность, высокая удельная жесткость, низкая теплопроводность (возможность отказаться от изоляции и снизить тепловое поле судна), хорошая звукоизоляция, радиопоглощение и вибродемпфирование (снижение акустического поля, снижение вибрации двигателей), а также антикоррозийные свойства, что снижает стоимость техобслуживания судна из ПКМ по сравнению со стальным аналогом.
Михаил Алёшин отметил, что основная цель применения композитов в судостроении — это снижение веса судна, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости и повышению КПД. Именно использование комбинированных материалов, таких как сталь, алюминий и стеклопластик, позволяет значительно улучшить характеристики по скорости хода и полезной нагрузке судна.
Основные проекты конструкторского бюро ОСК «Алмаз» с использованием полимерных композитов можно разделить на две категории:
- Суда, полностью создаваемые из ПКМ, такие как катера МЧС, прогулочные суда, высокоскоростные яхты и яхты премиум-класса, а также рыболовные суда.
- Надстройки из полимерных композиционных материалов — модульные конструкции, которые устанавливаются на металлический корпус судна и открывают новые горизонты для комбинированных судов с ПКМ.
В ОСК подчеркивают, что применение комбинированных конструкций из ПКМ в судостроении позволяет значительно повысить эффективность и гибкость производственных и технологических процессов благодаря модульности и унификации таких конструкций.
В сочетании с принципом «распределённой верфи», который широко используется на предприятиях ОСК, достигается сокращение сроков строительства, увеличение производительности и снижение стоимости итоговой продукции.
Говоря о перспективах комбинированного судостроения с применением надстроек из композитов, главный инженер ЦМКБ «Алмаз» ОСК привел в пример возможности ОСК проектировать верхние ярусы надстроек круизных лайнеров, а также увеличивать высоту надстроек транспортных судов.